Когда менять летнюю резину на зимнюю?

Описание

Этот вопрос интересует всех водителей, независимо от стажа. Универсального ответа нет. Но есть советы, прислушавшись к которым, каждый поймет — когда менять резину на зимнюю.

Пять простых вопросов

На вопрос «какая машина лучше?» самый точный ответ — «своя». То есть, каждый волен решать только для себя, что и когда лучше. Например, — когда нужно менять покрышки по сезону. Все бы просто, если бы от вашей езды зависела только ваша безопасность. Поскольку это не так, приходится мириться с законами. В том числе, физическими. Хотим мы того или нет, но сила земного тяготения направлена сверху вниз, а покрышки — единственная деталь автомобиля, которая соприкасается с дорогой. Для начала, ответьте сами для себя на пять простых вопросов:

  1. На каком автомобиле вы ездите:  легковом  коммерческом  внедорожном  грузовом? 
  2. Каков его режим эксплуатации:  город/загород  часто/редко  быстро/размеренно? 
  3. В каком климатическом поясе вы живете?  Когда наступает холодная зима и теплая весна  Продолжительность самых суровых заморозков  Одинаково ли ездите зимой и летом?
  4. Как в вашей местности обстоят дела с дорогами?  покрытие хорошее/плохое  снег чистится/не чистится  как с внутриквартальными дорогами?
  5. Какую сумму вы готовы потратить на смену шин:  До 1000 гривен за покрышку  До 2500 гривен  свыше 2500 гривен.

А теперь примеряйте все нижеследующее на себя, исходя из логики процесса эксплуатации шин.

Физика процесса

Когда температура выше нуля по Цельсию, молекулы воды связаны между собой слабо и не могут организоваться в четкие структуры. В таком виде вода может принимать любую форму, например, форму ямы в дорожном полотне. При падении температуры ниже нуля, движение молекул замедляется, вода кристаллизуется и превращается в снег или лед. В той же яме, на той же дороге.

Сверху на яму наезжает автомобильное колесо с резиновой покрышкой. Большая ее часть — каучук, остальное — примеси. На температурные колебания она реагирует совершенно так же, только степень кристаллизации другая. Между колесом и замерзшим участком получается пятно контакта.

У холодной (сжатой) покрышки оно меньше, значит, сцепление хуже. У нагретой (расширенной), едущей по расплавленному асфальту, пятно больше, чем нужно для надежного контакта. То есть, вхолостую она сотрется быстрее. Чтобы получилось среднее решение, природа, а вслед за ней и человек, придумали зимние и летние покрышки.

Первые — лучше «прилипают» зимой, вторые — «не прилипают» летом. Есть всесезонные шины, которые, казалось бы, решают обе проблемы одним махом. Но пока опыт подсказывает, что такое решение — от лукавого. «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», — писал Александр Пушкин в поэме «Полтава». Впрочем, возможно, за пределами Полтавы это правило не работает.

Уже не рано, еще не поздно

  1. Сигналом к «переобуванию» автомобиля, как правило, служит переобувание человеческое. Если в кроссовках ходить уже холодновато (около пяти градусов по Цельсию и ниже), значит, пора менять летнюю резину на зимнюю.
  2. Впереди еще может быть бабье лето, но после октября однозначно будет ноябрь. Если вы живете не на экваторе, то с 22-го июня по 22-го декабря Солнце проходит все ниже над горизонтом. Не тешьте себя иллюзиями: зима наступит, как всегда неожиданно: сразу после осени.
  3. Ранняя смена с «лета» на «зиму» и запоздалая обратная замена, конечно, чреваты лишним износом. Но наверняка окупятся стоимостью смены покрышек и временем, проведенным в очереди на шиномонтаже. А то и на ремонте кузова сэкономите.
  4. То же — с суточными перепадами температуры, лучше «перебдеть», как говорят военные. При мягком и резко континентальном климате днем может быть +15, а ночью — -5. Выезжать вы будете утром. Поэтому лучше ориентироваться на нижний предел.
  5. Сверяясь с ответами в начале статьи, подумайте, нужны ли вам шипы на резину. Они надежней на голом льду, но совершенно бесполезны на чищеной дороге. В Украине, кстати, планируется административная ответственность за использование шипов. Дескать, нет у нас таежных трактов.

Как и что выбрать?

Хитроумные ученые каждый день корпят над тем, чтобы изменить свойства тех самых примесей, который дополняют каучук в шине. А инженеры бьются над идеальным рисунком протектора. В результате выбор покрышек растет постоянно — как вширь (количество торговых марок), так и вглубь (линейка каждой модели резины). Это улучшает шансы на подбор именно «вашей» шины, но добавляет головной боли в смысле выбора таковой. Впрочем, и здесь практика остается главным критерием истины. Как и в случае с силой тяготения, некоторые правила останутся неизменными:

Покрышка должна подходить именно вашему колесу именно вашего авто.

  • В комплекте должны быть пять шин (дай бог, чтобы запаска не понадобилась, но если понадобится, а ее нет — не дай бог).
  • На одной оси резина должна быть одинаковой, как по модели, так и по степени изношенности (менять задние с передними можно, но сначала желательно их пометить).
  • Не надо ставить на ведущую ось зимние шины, а на ведомой — оставлять летние; у вас же климатический пояс не проходит по центру базы автомобиля?
  • Модель выбирайте, исходя из ответов на «пять простых вопросов».
  • Определитесь с затратами: стоит ли ваша машина дешевле покрышек, бывших в употреблении, и уверены ли вы в их продавце?
  • Средний скоростной режим зимой в любом случае придется снизить на 20-30 км/ч.

Внимание! В первый раз не пытайтесь проделать трюк по выбору шин в домашних условиях! Доверьтесь профессионалам из шиномонтажного салона-магазина, а затем — скорректируйте их мнение с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.

Когда менять зимнюю резину по закону?

Смена летней резины на зимнюю

На сегодняшний день в Украине смена летней резины на зимнюю (и наоборот) законодательно не закреплена. Все, что есть — пункт в ПДД: шины должны соответствовать сезону. На бумаге существует законопроект №4683 от 17.05.2016 — «о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере автомобильного транспорта с целью приведения их в соответствие с актами Европейского Союза». Им предполагается, что:

  • Эксплуатация транспортных средств категорий L, M1, M2, N1 в зимний сезон на автомобильных дорогах с твердым покрытием допускается исключительно с использованием пневматических зимних шин, а также всесезонных.
  • Запрещено использование шипованой резины в зимний период (также требования Евросоюза).
  • Разрешена эксплуатация старых зимних покрышек летом — до полного расхода ресурса (нет шипов, остаточная высота протектора — не больше 3 мм).

Но это только проект, еще не проголосованный Верховной Радой. Другими словами, «силовой» ответственности за использование резины не по сезону нет — все на свой страх и риск. Но жизнь подчас выписывает штраф подороже, чем патрульный полицейский. И отвечать придется не перед судом и законом, а перед близкими людьми и родственниками. Соответственно, своевременный и правильный выбор зимних шин — проблема не только выбора, но и сохранности жизни, своей и чужой.